САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Малиновский скит: один из духовных центров РДЦ - ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ - информационный и научно-просветительский старообрядческий сайт
Пожертвования

Братия и сестры!

Вы можете поддержать наш проект! Мы вновь планируем возобновить раздел "Духовные вопросы" в котором будем отвечать на ваши вопросы относительно духовной жизни и христианской жизни в целом. Но нам не обойтись без вашей материальной поддержки! Вы можете пожертвовать любую сумму на развитие проекта. Если сумма будет 100 р. или более, то часть суммы будет пожертвована на текущий ремонт в храм в селе Глухово (Ярославская область), а записка с вашим именем и свечка будет передана для вашего поминовения о здравии священнику этого храма.

Спаси Христос Вас!

Малиновский скит: один из духовных центров РДЦ

17 марта 2011 - Антоний

В статье "История единоверческого движения в XIX веке" для иллюстрации материала была использована фотография, которая, как позже оказалось, не имеет отношения к единоверию, но имеет непосредственное отношение к беглопоповцам. О храме, изображенном на этой иллюстрации, мы сегодня и поговорим.

На фотографии изображен храм в Малиновском скиту. Об этом храме есть интересная статья в нижегородской газете "Проспект". Ее текст мы предлагаем нашим читателям:

Дабы сохранить на Нижегородчине старообрядческие традиции, промышленник Бугров давал взятки и напропалую врал власть имущим…

Возле села Филипповское, что в Борском районе, неподалеку от реки Линды, раскинулся Малиновский скит. Возникновением своим он обязан купцу-меценату Николаю Бугрову, и когда-то был центром нижегородских старообрядцев. Сейчас его заново восстанавливают. Как обстоят дела в сохранившемся до наших дней живом свидетеле «преданий старины глубокой», узнали корреспонденты «Проспекта».
«На территории монастыря курить возбраняется», – гласит табличка на воротах Малиновского скита. Нельзя так нельзя: сигарета отправляется назад в пачку. Мы прошли через железные ворота. Первым делом заглянули на погост у самого входа. Здесь, рассказывали нам, были захоронены именитые нижегородские промышленники, купцы и меценаты из рода Блиновых и Бугровых. Разыскивая их могилы, изо всех сил отбивались от полчищ злобных комаров…
Былое великолепие
Так и не отыскав последнего пристанища знаменитостей, мы направились к выходу. Матерь Божья! А это что такое? На нескольких могилах видим столбы, на вершине которых прибито нечто вроде скворечников. Круглые «птичьи домики» с крышей и входом, но внутри… не пустотелые. Нечасто такое увидишь. Значительно позже мы узнали, что это не что иное, как крест-голубец, служивший у старообрядцев одновременно и надгробным памятником, и символом Пресвятой Богородицы. Не зря на иконах ее нередко изображали держащей в руках лестницу и пирамидообразный домик с двускатной крышей – тем самым крестом-голубцом…
Не успели мы, проклиная комаров, выбраться с погоста, как услышали стук по стеклу, раздававшийся со стороны храма. Батюшка, заметив незнакомцев, поманил к себе. Зашли, а там идет служба. Несколько прихожанок и священник поют так красиво, что мы поневоле заслушались.
Внутренне убранство тоже впечатляет, хоть церковные пределы и заставлены строительными лесами. Храм Казанской иконы Божией Матери сейчас восстанавливают, пытаясь вернуть былое величие. Все окна церкви были украшены цветными витражами, на хоры вела красивая чугунная лестница. Начали строить храм в далеком 1903 году по проекту архитектора Вишнякова на средства известного купца-старообрядца Николая Бугрова. Сам меценат частенько заезжал в скит, чтобы посмотреть, как идут работы. Кирпич для строительства в огромных количествах изготавливали тут же, неподалеку. Для украшения использовали керамические поливные изразцы. «Полива», или «глазурь» – название состава для покрытия керамических изделий, образующего при обжиге стеклообразный сплав, производство которого издревле велось на Руси. А у жителей села Филипповское в ходу легенда о том, как строился этот храм.
Перед революцией задумал Бугров построить тут церковь. Заложили фундамент, начали стены класть. И вдруг приходит один «беспоповец» Влас и говорит: «Не стройте здесь церковь, в ней скоро черти плясать будут». Никто не поверил. Тогда Влас стал по ночам стены храма разбирать. Потом новоявленного экстрасенса приструнили, а церковь все равно построили…
Случилось это в 1911 году. После революции храм хотели переоборудовать в клуб, однако этого, к счастью, не случилось. Однако подвал долгое время использовали как склад. Прав оказался Влас – еще немного и черти бы действительно в храме заплясали…
Староверы многие годы тайно собирались в разграбленном храме для молитвы. В 1993 году святыню вернули верующим.
С мецената взятки гладки
Сам Малиновский скит возник гораздо раньше, чем Казанская церковь. Впервые о нем упоминается в документах 1788 года. Власти, боровшиеся с раскольниками, закрыли его еще в 1853 году. Но староверы были люди не промах, к тому же отнюдь не бедными. Яркий пример тому – Николай Бугров, уроженец деревни Попово Семеновского уезда. Там, а также в близлежащих Филипповском и Малиновском поселениях ему принадлежало несколько домов и крупчато-мельничный завод. Не удивительно, что именно Бугров и возродил Малиновский скит. Чтобы избежать проблем с властями, во всех документах скит именовал как… богадельню, где проживали 40 престарелых и увечных женщин.
Финансирование осуществлялось за счет процентов с весьма внушительного по тем временам вклада в 80 тысяч рублей, внесенного Бугровым в Нижегородский Николаевский городской общественный банк.
Всего в 1900 году Бугров учредил две старообрядческие «богадельни»: при деревне Малиновой Семеновского уезда – для женщин и в селе Городец Балахнинского уезда – для лиц обоего пола.
Произошло это еще до реформ «веротерпимости», когда старообрядцы получили право исповедовать свою религию. Остановить деятельность миллионера никто не мог. Обладая несметными богатствами, он раздавал взятки и откровенно врал, а строительство начинал задолго до официального разрешения.
Так как у старообрядцев было не принято отдавать детей в обычные школы, Николай Александрович открывал для них специализированные учебные заведения. В 1888 году в своем родном селе Бугров открыл школу для детей из близлежащих деревень. Позднее в ней обучались раскольники не только из Нижегородской, но и из Костромской, Самарской и Саратовской губерний. Образованию талантливых детей Бугровы уделяли особое внимание. В частности, была учреждена в Семенове стипендия «крестьянскому мальчику, имеющему выдающиеся способности». Первым ее получил в 1912 году ученик села Хахалы Николай Воробьев…
Наши размышления о прогрессивно мыслящем (и действовавшем!) человеке прервала служительница церкви. Узнав о нашем намерении поговорить с батюшкой, она улыбнулась:
– Служба будет еще долго. Он не скоро освободится.
Ждать больше мы не могли и отправились заниматься неотложными мирскими делами.
Наша справка
Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей, не принявших реформ XVII века и ставших в оппозицию официальной православной церкви. До 1906 года старообрядцы преследовались царским правительством. Делится на ряд течений (крупных два: «поповцы» и «беспоповцы»). До 1917 года в России насчитывалось около
20 млн старообрядцев.
Кстати
Старообрядческая Казанская церковь является одним из немногих сохранившихся до наших дней храмом, построенным в «русском» стиле архитектором Вишняковым. Размеры церкви – 30,8 м на 20,4 м. Планировочная схема традиционна – «корабль».

Дмитрий АВДЕЕВ.

Фото Юрия ЛАШУКА

 

С этим храмом связано и имя одного из крупнейших нижегородских купцов Бугрова Николая Александровича.

Николай Александрович Бугров (1839—1911) — крупнейший нижегородский купец, хлебопромышленник, финансист, домовладелец, меценат и благотворитель. Происходил из старообрядческой купеческой семьи, ведущей род из удельных крестьян Семёновского уезда.

Модернизировал производство муки, внедрив вальцовый способ помола. С 1896 года получил право поставлять хлеб для русской армии. Для перевозки хлеба по Волге Бугровым содержался целый флот барж и пароходов..

Бугров был фактически светским лидером беглопоповской старообрядческой общины Нижнего Новгорода.

Практически всё производство старообрядческих лестовок находилось в руках Бугрова.

Н. А. Бугрову посвящён один из биографических очерков М. Горького («Н. А. Бугров»), методы управления бизнесом Бугрова ставил в пример И. В. Сталин.

Благотворительность

Бугров много времени и средств уделял благотворительности, строительству богаделен, ночлежных домов и т. п. Считается, что за свою жизнь он только милостыни раздал около 10 млн руб.

Николай Бугров был крупнейшим домовладельцем старого Нижнего Новгорода. Он вкладывал значительные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно шла на содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Кроме того, Бугров завершил начатое отцом строительство в Нижнем Новгороде «Вдовьего дома», выстроил здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время — Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1). Ежегодно на благотворительность Бугров выделял 45 % чистого дохода:
15 % на содержание городецкой молельной и училища для детей старообрядцев
30 % погорельцам, бедным
5 % престарелым рабам и служащим
50 % на нужды фирмы

Погорельцам жертвовал по 5 рублей, а ближним строил дома и дарил лошадь или корову.

Водопровод

При его участии в Нижнем Новгороде был построен водопровод. Пользование им было бесплатным.

Источником воды служила река Ока. Водопровод прослужил вплоть до 1988 года.

Мука

Мельницы Бугрова в отличии от других мельниц того времени имели паровые двигатели вместо водяного привода, что позволяло повысить их производительность. На них перерабатывались бобовые и зерновые культуры.

Муку с этих мельниц можно было приобрести непосредственно у них, на перевалочных пунктах Нижнего Новгорода и сёлах губернии: Павлово, Ворсма, Богородск.

Быт

Быт Бугрова Н. А. не отличался дороговизной и изобилием. Стены дома были оклеены дешёвыми обоями. На стенах были картины религиозного содержания. Красные углы комнат были с иконами без обкладок.

Пища

Обычными блюдами были щи и каша, в пост — горох.

Одежда

Кафтан, козловые сапоги, картуз (и зимой и летом).

По материалам Википедии

 

Современный вид храма в Малиновском скиту (фото предоставил Алексей Соломин):

 

 

 

 



Рассказать друзьям:

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6188 просмотров