САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Единоверие в г.Романово-Борисоглебск Ярославской епархии РПЦ во второй половине XIX – начале ХХ вв. - ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ - информационный и научно-просветительский старообрядческий сайт
Пожертвования

Братия и сестры!

Вы можете поддержать наш проект! Мы вновь планируем возобновить раздел "Духовные вопросы" в котором будем отвечать на ваши вопросы относительно духовной жизни и христианской жизни в целом. Но нам не обойтись без вашей материальной поддержки! Вы можете пожертвовать любую сумму на развитие проекта. Если сумма будет 100 р. или более, то часть суммы будет пожертвована на текущий ремонт в храм в селе Глухово (Ярославская область), а записка с вашим именем и свечка будет передана для вашего поминовения о здравии священнику этого храма.

Спаси Христос Вас!

Единоверие в г.Романово-Борисоглебск Ярославской епархии РПЦ во второй половине XIX – начале ХХ вв.

19 апреля 2011 - Антоний

Единоверческое движение развивалось по всей территории Российского государства. Ярославская губерния не явилась исключением. В данном исследовании мы решили рассказать о единоверии на примере города Романово-Борисоглебск (ныне Тутаев) Ярославской губернии. 

В 1854 г. в рамках общероссийской кампании были разгромлены беспоповские моленные в г. Романово-Борисоглебске. Многие старообрядцы после этого перешли в единоверие. Активным агитатором перехода выступил городской голова Игнатий Андреевич Юрин.
 

В1859 году в Романово-Борисоглебске на началах единоверия насчитывалось 1152 человека [Чистяков К.И. Из истории г. Тутаева. Рукопись. ТФЯХМ. Архив, д.29]. Объяснения такому большому количеству старообрядцев, перешедших на начала единоверия, мы находим у И.С. Аксакова, который побывал в городе в 40-х годах XIX века и дал любопытную характеристику романов-борисоглебскому старообрядчеству, описывая крестный ход по Борисоглебской стороне с иконой Спаса. Он пишет: «Из бывшего тут народа, даже больше, раскольники, то есть такие, которые, однако же, приписались к православным церквам после указа о лишении прав законности в браке и пр., но сохраняют раскол. Все они поповщинцы... Церкви г. Романов-Борисоглебска содержатся не доходом священников, ибо церквей много, а дохода мало, а добровольной общественной складкой жителей, т.е. раскольников. «Дабы не нарушались эти храмы», сказано в общественном приговоре» [Мизеров А.Спасо-Архангельская единоверческая церковь в Романове-Борисоглебске. Ярославль. Тип. Губ. Зем. Управы, 1883 , с.32]. Аксаков И.С. пишет, « ни один не признается, что он раскольник, все притворяются до такой степени, что иной может и ошибиться и почесть их самыми усердными православными... Но такой раскол все же слабее прочих» [Аксаков И.С. Письма из провинции. М.Правда. 1991. с.307].
 

После погромов беспоповских моленных городской голова Юрин И.А., при поддержке ярославского губернатора Бутурлина А.П., добился формирования единоверческого прихода в городе. В «Памятной книжке Ярославской губернии» за 1862 год сообщается, что городской голова Юрин «ревнуя священным заботам правительства о скорейшем искоренении раскола» на свои средства перестроил деревянную часовню бесповщинской секты в единоверческий тёплый храм и обеспечил его всем необходимым. Сюда перенесли до 90 икон. Храм был торжественно открыт в присутствии многочисленного народа и освящен в память мученика Никифора. Проанализировав имеющиеся материалы по краеведению, мы пришли к выводу, что Никифоровская церковь была упразднена в 1872 году «за ветхостью и неудобством местоположения». Местонахождение ее пока установить не удалось. [Мизеров А. Единоверие в г. Романово-Борисоглебске (краткие исторические сведения) // Ярославские епархиальные ведомости. 1883. 14 мая. ¹ 20. Ч. неофиц. С. 153–160.]
 

В 1855 году единоверцам была передана Архангельская церковь. Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных построен в 1746 (другие данные 1751г.) году на месте сгоревшего деревянного храма, упоминавшегося уже в 1594 году. Изначально церковь называлась Михаило-Архангельской, при ней находилось кладбище. В Спасо-Архангельскую переименована в 1854 году, в связи с созданием в ней единоверческого храма.
 

Храм двухэтажный, пятиглавый. Колокольня шатровая. Нижний ярус колокольни служит входом в зимнюю церковь, вход в летнюю церковь - по высокой лестнице через просторную паперть. Южная одноэтажная пристройка к колокольне и паперти появилась в 1830 году, а второй ее этаж - в 1863 году. В этой пристройке располагалось церковно-приходское училище, открытое в 1860-е гг. Помещение училища было устроено при храме и содержалось церковным старостой купцом Дмитрием Дехтяревым. Староста получал на это от городской думы деньги [Известия и объявления. О состоянии училища при Архангельской единоверческой церкви // Ярославские епархиальные ведомости. 1868. 27 июля. ¹ 30. Ч. офиц. С. 246–247].
 

Краевед первой половины XX века К. И. Чистяков писал в своей рукописи: «Существовавшая в Романове Спасо-Архангельская единоверческая церковь являлась второй после Воскресенского собора церковью по количеству прихожан и по богатству» [Документы по Спасо-Архангельской единоверческой церкви в Романове-Борисоглебске. 1854. Архив Воскресенского собора в г. Тутаеве]. При церкви была богадельня для престарелых женщин, открытая на пожертвования купеческой вдовы Пелагеи Егоровны Демидовой, в начале XX века было создано единственное в городе Общество трезвости.
 

Особо почиталась в храме икона Спасителя. Образ Всемилостивого Спаса был шириной 3 аршина (214 см) и высотой 4 аршина (285 см) (для сравнения Всемилостивый Спас Воскресенского собора шириной 2 аршина 12 вершков (196 см) и высотой 4 аршина 2 вершка (293 см)). Эта огромная икона помещалась в трапезной в особом иконостасе. Спаситель, в отличие от Спаса в Воскресенском соборе, был изображен «до половины роста, благословляющим своею десницею и с закрытым Евангелием в левой руке» [Мизеров А. Спасо-Архангельская единоверческая церковь в Романове-Борисоглебске. Ярославль. Тип. Губ. Зем. Управы, 1883. с. 6]. По местному преданию, эта святыня была привезена из Вологодского Прилуцкого монастыря в XVII веке «посадскими людьми» Сапожниковыми или Ждановыми. До 1854 года икона была украшением молельни при доме купцов Ждановых, которая называлась Ждановской часовней. После смерти Екатерины Тимофеевны Ждановой осталась эта большого размера икона Спаса. Из переписки городского головы Юрина с губернским начальством, найденной в архиве Воскресенского собора, которая проводилась под грифом «секретно», видно, как все были обеспокоены её судьбой, и было принято решение «внести её в собор для сохранения святыни и в предотвращении усиления раскола из-за особой приверженности к иконе» [Мизеров А. Спасо-Архангельская единоверческая церковь в Романове-Борисоглебске. Ярославль. Тип. Губ. Зем. Управы, 1883. с. 8]. Икона Спаса была торжественно передана в Никифоровский единоверческий храм, а с1855 г. стала храмовой иконой Спасо-Архангельской церкви, почиталась всеми за чудотворную. Икона была утеряна в начале 30-х годов XX века, до сих пор судьба ее неизвестна.
 

В газете «Романов-Борисоглебская старина», (№1 2006г.) писали, что ученику одной тутаевской школы, М. Ленскому, который задался вопросом о том, куда пропала эта икона, удалось выяснить при беседе со старожилами интересный факт. Они рассказали ему, что на одной из городских пристаней был мосток, который оказался большой иконой, когда это стало известно, руководство велело икону сжечь или разрубить. Что с ней стало – неизвестно, так как на следующий же день появились новые мостки [М.Ленский, «Романов-Борисоглебская старина», №1 2006 г.].
В 1930 году, ввиду отсутствия священника, община от аренды храма отказалась. Имущество было передано в Покровскую церковь, а помещения храма заняла городская типография. Типография находилась в здании храма более тридцати лет, что позволило сохранить его в хорошем состоянии. Спасо-Архангельская церковь передана Русской Православной Церкви в 1989 году и приписана к Воскресенскому собору Романова-Борисоглебска.
 

На конец XIX века, по сведениям «Ярославских епархиальных ведомостей», приходы Романово-Борисоглебского уезда, наиболее зараженные расколом, были следующие: Староандреевский - до 216 душ обоего пола, Малаховский - до 211, Савинский - до 117, Чирковский -52, Никольский - 51 [«Ярославские епархиальные ведомости». 1883. №46. ГАЯО.].
 

Волна активности по созданию единоверческих приходов имела место на рубеже 1850–1860-х гг., что связано с деятельностью епископа Нила, направлявшего в Синод многочисленные прошения о постройке церквей. К 1914 г. в Ярославской губернии существовало как минимум шесть единоверческих церквей. 

 

Доклад на конференции "Чтения Ушинского 2011"

автор: Жомов А.В.



Рассказать друзьям:

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3065 просмотров