САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Философско-богословские статьи - ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ - информационный и научно-просветительский старообрядческий сайт
Пожертвования

Братия и сестры!

Вы можете поддержать наш проект! Мы вновь планируем возобновить раздел "Духовные вопросы" в котором будем отвечать на ваши вопросы относительно духовной жизни и христианской жизни в целом. Но нам не обойтись без вашей материальной поддержки! Вы можете пожертвовать любую сумму на развитие проекта. Если сумма будет 100 р. или более, то часть суммы будет пожертвована на текущий ремонт в храм в селе Глухово (Ярославская область), а записка с вашим именем и свечка будет передана для вашего поминовения о здравии священнику этого храма.

Спаси Христос Вас!

Философско-богословские статьи

RSS лента

На рубеже третьего тысячелетия в Католической  Церкви наблюдаются кардинальные перемены, связанные с  воплощением идеи, провозглашённой  папой Иоанном XXIII, – идеи aggiornamento, то есть обновления, понимаемого как осовременивание Католической Церкви. Поворотной исторической вехой этого процесса стал II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), состоявшийся спустя ровно четыре столетия после  Тридентского собора, - Собора контр-Реформационного по существу. Католические теологи и историки Западной Церкви отмечают огромное влияние Второго Ватикана, которое он оказал и продолжает оказывать на приобретающее новые формы католичество, и сравнивают его с двумя величайшими реформаторскими движениями в истории западного христианства – григорианской реформой XI века и Реформацией XVI века. Если первая даровала свободу Церкви в разрешении собственных церковных дел и привела к развитию сильной папской власти, то лютеранская Реформация предложила новую богословскую парадигму, которая до сих пор вызывает в Западной Церкви  разногласия  принципиального характера [1, с. 5]. 

В русском православном храме иконостас – одна из непременных его принадлежностей, выполняющая целый ряд важнейших функций. В архитектурном плане иконостас представляет собой сплошную стену из икон, отделяющую алтарь храма от его корабля. Иконостас формировался постепенно и исторически представляет собой довольно позднее явление. Поэтому в древнейших храмах и на Западе и на Востоке его не было [1, с .228] .

19 февраля 2011 - Антоний | Подробнее | 1 комментарий | 8746 просмотров

Вот уже почти тысячу лет после Великого Раскола и последовавшей затем Реформации невозможно говорить о христианстве, не уточняя, какое христианство имеется в виду. Отлучением всего христианского Востока, датированным 16 июля 1054 г., западный христианский мир этим действием сам отлучил себя от единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Состоявшийся тотчас же Константинопольский собор подтвердил этот факт, однако, в свою очередь, отлучил не весь христианский Запад, а только “составивших и принявших” папский документ об отлучении Востока: “Анафематствовать эту грамоту, и замысливших её, и издавших, и писавших, и малое ведение о соделывании всего этого имущих”[1, С.87]. Отлучение лишь сознательных составителей папской буллы позволило в дальнейшем восточным Церквам признавать пусть и повреждённый, но всё-таки образ Церкви в областях латинского Запада. Хотя и до Великого раскола существовали попытки уклонений от правильной христианской жизни в многочисленных ересях, но и долгое время после него на отделившемся христианском Западе сохранялись истинно православные представления о её содержании и следование им. С тех пор за Восточной Церковью закрепилось название “Православная”, тогда как Западная Церковь стала именоваться “Католической”.

21 февраля 2011 - Антоний | Подробнее | 0 комментариев | 2660 просмотров

Характер западного христианства, в противоположность восточному, определился под влиянием двух личностей — Тертуллиана и Августина, — кроме того, правителя церкви Киприана и политики римской общины и ее епископов, сознательно идущих к своей цели как в своем подчинении, так и в господстве. В христианстве Тертуллиана господствовали два противоположных течения: древняя, энтузиастическая строгая вера и антигностический символ. Соответственно своему юридическому образованию, он повсюду искал в религии правовые положения и формулы и представлял себе отношение между Богом и человеком как частноправовое. Далее его теология обнаруживает силлогистически-диалектический отпечаток. Он не философствует, а рассуждает, пользуясь попеременно аргументами ex auctoritate и е ratione. С другой стороны, Тертуллиан часто поражает нас психологическими наблюдениями и притом эмпирической психологией, наряду со стоическими представлениями о необходимости божественного вдохновения и сообщения блага («bonum qui possidet — scilicet dens, dispensat» = обладающий благом — т. е. бог — раздает его; de pat. Наконец, его сочинения обнаруживают практически-евангельский образ мыслей, обуславливаемый страхом перед Богом как Судьей, порыв к проявлению воли и деятельности, какой не свойствен в такой степени созерцательному греку. Во всех этих чертах и в их соединении его понимание христианства стало типичным для Запада. Он же создал большую часть латинских догматических формул и — что не менее важно — предложил церкви целый ряд догматических вопросов (una substantia, tres personae; duae substantiae, una persona; duplex status; satisafactio; meritum; opera; vitium originis; tradux peccati; своеобразное, сохраняющееся и впоследствии употребление слов lex, sacramentum, natura gratia и т. д.).

10 марта 2011 - Антоний | Подробнее | 0 комментариев | 2970 просмотров

Болезнь, здоровье, жизнь и смерть; - вот вопросы, которые не проходят мимо никого из людей, живущих на нашей планете. Подавляющие большинство из нас, самым дорогим для себя в этой земной жизни определяет здоровье. Для кого-то оно, с самого рождения, по причине болезни, становится актуальной проблемой. Иной совершенно не радеет о здоровье, беспорядочно «разбрасывая камни» (Еккл.3:5), думая по своей молодости, что жизнь бесконечна и здоровье не истощимо. Кто-то о своем здоровье задумывается, по достижении им определенного положения в обществе, когда-то поставленной перед собой цели и только после этого начинает заботиться о нем, «собирать камни». Но никого, как бы он не хотел, вопросы болезни, здоровья, жизни и смерти не обошли стороной.

18 марта 2011 - Антоний | Подробнее | 0 комментариев | 1853 просмотра

«Евангелие есть с самого своего имени Всерадостная весть, - говорит Святитель Тихон Задонский, - оно проповедует всему миру Христа Спасителя мира, Который пришел взыскать и спасти погибшее».

21 марта 2011 - Антоний | Подробнее | 5 комментариев | 2177 просмотров

 Про кого, кроме Христа написано Евангелие?