САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

Исторический материал - ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ - информационный и научно-просветительский старообрядческий сайт
Пожертвования

Братия и сестры!

Вы можете поддержать наш проект! Мы вновь планируем возобновить раздел "Духовные вопросы" в котором будем отвечать на ваши вопросы относительно духовной жизни и христианской жизни в целом. Но нам не обойтись без вашей материальной поддержки! Вы можете пожертвовать любую сумму на развитие проекта. Если сумма будет 100 р. или более, то часть суммы будет пожертвована на текущий ремонт в храм в селе Глухово (Ярославская область), а записка с вашим именем и свечка будет передана для вашего поминовения о здравии священнику этого храма.

Спаси Христос Вас!

Исторический материал

Автор: Антоний
Опубликовано: 2359 дней назад (10 февраля 2011)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 15 февраля 2011
0
Голосов: 0
Исторический материал об истории церковного пения на Руси:

- И.Е. Лозовая, Е.Ю. Шевчук "Церковное пение"
Византийское влияние на Руси;
Певческая культура Киевской, Новгородской и Владимиро-Суздальской Руси (XI - 1-я пол. XV в.);
Певческая культура Московской Руси (2-я пол. XV - 1-я пол. XVII в.);
Церковное пение в Западнорусской митрополии (2-я пол. XV-XVII в.);
Новое время: от концерта барокко к классицизму (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.);Церковное пение 2-й пол. XVIII-XX в.;
- Денис Коротких. Доклад на регентском съезде в г. Троицке 23.07.2002. "Знаменный роспев. Нотация и мелос".
Начну с небольшого вступления. Я хотел немного поразмышлять о том, что такое знаменная (крюковая) нотация, как она связана со знаменным распевом, мелосом, (с мелодией) и, может быть, даже подумать немного о перспективах ее существования.
- Б.Кутузов "О возрождении знаменного пения в церковном богослужении".
C 1990 года, когда в Спасском соборе бывшего Андроникова монастыря стали регулярно совершаться богослужения, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия здесь была восстановлена прерванная местная традиция - использование знаменного пения. С тех пор уже 9 лет богослужения в Спасском соборе отправляются строго уставным одноголосным знаменным распевом. Результаты нашего опыта возрождения традиционного знаменного пения в живой церковной практике представляются нам исключительно важными...
- Дарья Волкова. Русское знаменное пение.
Появление христианского богослужебного пения на Руси;
Церковная музыкальная письменность, нотация, мелодика;
Осмогласие. Музыкально-интонационный строй знаменного пения;
Музыкальный звукоряд, лады античной и русской церковной музыки;
Ритмика знаменного распева. Церквоное пение и народная музыка;
Онтология древних церковных песнопений. Соборность и индивидуальность. Одухотворенность;
- Иов Иван. О церковном пении и не только.
В начале XX века в нашей Старообрядческой Церкви впервые произошло огромное событие: Архиепископ Московский согласился принять Калашникове составление. Шли дебаты широким кругом, много было противников, но это были не противники Калашникова, это были противники новин. Они боялись, что появятся "маленькие Никоны" в церкви по вопросам пения, Устава, преподавания и т.д. Поэтому они отклоняли это от себя. Собор разрешил: пусть будет, это не грешно. А у нас не закрыто было сочинять, прибавлять, составлять что-то в подобие церковного напева, которого придерживались. Я рад, что не появились еще люди, которые начали предлагать свои распевы. Благодаря этому мы спасли такую драгоценную старину, которая была до 17 в...
- Дмитрий Юревич. Церковное пение в святоотеческом предании и исторической перспективе.
Все три пути богословия соединяются в церковном богослужении, когда наряду с молитвенным общением происходит таинственное реальное соединение с Богом во Святом Причастии...
- Печенкин Г.Б. Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения.
Важно отметить, что обращение к историческому духовному наследию не ограничивается только лишь интересом к русской православной культуре дореволюционного периода, в частности, предшествующих ему 1-2-х последних столетий; возникает глубокий интерес, в особенности среди учёных, а также практиков и любителей клиросного пения в РПЦ, к изучению и употреблению знаменного пения , как целостной системы, за богослужениями в РПЦ.
И этот интерес к использованию принципов древнерусского церковного пения за богослужением нельзя объяснить проявлением исключительно патриотических настроений и чувств, культурных, исторических, эстетических предпочтений или поиском музыкальной экзотики; напротив, для многих руководителей церковного пения в РПЦ прикосновение к знаменному пению явилось результатом поиска национальных мелодико-канонических форм, наиболее правильно, полно и целостно отвечающих задачам православного богослужения...
- А.И. РОГОВ. Музыкальная эстетика России ХI-ХVIII веков.
Степенная книга (1563), представляет собой свод сведений по истории России, предназначенный для прославления царских предков  (рассказы о ник расположены по степеням — oтсюда название книги). Содержащиеся в книге данные о введении церковного пения — позднего происхождения и вызывали сомнения в своей достоверности уже у книжников начала ХVII века (см. Предисловие к нотному стихирарю). Они приведены по аналогии с летописным рассказом, о ярославовых писцах и книжниках, а также о приходе иконописцев из Византии. В действительности демественное пение начало которого Степенная книга относит к XI веку, возникло лишь в начале XVI века. Оно характеризуется широкой кантиленностью, введением
ряда новых попевок. Особенно важен для нас взгляд автоpa приводимого памятника на задачи музыки: она должна не только украшать и услаждать слух, но и утешать, умилять cмягчать сердца, имея таким образом воспитующее значение...
- Русские святые и знаменный роспев.
Я хотел сделать доклад на эту тему не потому что требуется попытка доказательства того что знаменный роспев каноничен. Думаю, что присутствующие здесь сами понимают, что это не нужно доказывать. Скорее я хотел окинуть взором труды наших подвижников благочестия с тем чтобы сделать какие-то выводы, которые могут быть важны для нас сегодня. Дело в том, что на протяжении веков сохранялась связь в том как святые относились к церковному пению, в особенности к древним роспевам. Если в первый, древнейший период (15 век) знаменный роспев был естественной средой и ничто не нарушало каноничный строй богослужения, то в Синодальный период уже в совсем других условиях происходило богослужение и засилье итальянских концертов уже не позволяло жить в этой естественной среде и питаться этими корнями. Многие святые, которые впоследствии приходилии знакомились со знаменным роспевом, они в общем-то случайно наталкивались на это свидетельство о древнем благочестии и пребывали в большом удивлении. Сохранились свидетельства о святых 19 века которые именно так удивленно и восхищенно реагировали на столкновение с этой древнейшей культурой и образом молитвы...
- Денис Коротких. Музыкально-певческое наследие Саровской пустыни.
Саровская мужская пустынь, находящаяся в Тамбовской губернии Темниковского уезда, основана в 1692 г. схимонахом Исаакием (в схиме Иоанном), выходцем из села Красного Арзамасского уезда. Постепенно в пустынь стали собираться и другие монахи, стремящиеся к высоким ступеням духовной жизни. Для многих из них эта обитель стала школой подвижничества. Но славу этому месту принес святой прп. Серафим Саровский, прославленный великими подвигами и чудесами. Здесь он принял свой монашеский постриг, прошел все ступени иноческого совершенствования и сподобился мирной кончины в стенах обители.
Саровская пустынь не была крупным певческим центром. Время ее основания не позволяет говорить о возможности существования здесь основательной певческой школы до начала XVIII столетия. Тем не менее, в Саровской обители, в первой половине XVIII века сложились свои традиции пения. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней музыкальные памятники Саровской пустыни. В данной статье мы только приступаем к изучению певческих традиций монастыря. Полное же представление о ней можно составить только после анализа всех сохранившихся певческих источников обители...
- Сборник статей о церковном пении.
О ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ ВООБЩЕ
Свт. Иоанн Златоуст
Для чего употребляется пение
Прот. Иоанн Вознесенский
О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения
ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ
А. Никольский
Краткий очерк истории церковного пения в период I - X веков
А. Пенчук
Очерк истории русского церковного пения
ЦЕРКОВЬ И ТЕАТРАЛЬНОСТЬ
Епископ Никодим (Милаш)
Толкование 75-го правила VI-го Вселенского Собора
Свящ. Валерий Лукианов
Духовная качественность общественной молитвы
И. Гарднер
Хоровое церковное пение и "театральность" в его исполнении
Н. Тальберг
К вопросу о русском церковном пении (Письмо П. И. Чайковскому к ректору Киевской духовной академии)
ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Песнопения Православной Церкви
РЕГЕНТСКИЙ КЛАСС
Я. Богатенко
Работа с любительским хором
И. М. Т.
Некоторые мысли о церковном пении
И. Гарднер
Псалмодия
И. Гарднер
Церковное пение и церковная музыка
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Свт. Иоанн Златоуст
Слава Богу за все!
- Прот. И. Вознесенский. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения.
Богослужение как Ветхозаветной, так и Новозаветной церкви имеет значение богослужения общественного не в том только смысле, что совершается открыто в собрании верных, но в том особенно, что все присутствующие на нем не остаются лишь зрителями и слушателями, а в самом совершении его принимают известную долю непосредственного участия, например через содействие благолепию богослужения, через участие в церковных церемониях или ходах со священными предметами, через общие поклонения, молитвы, возглашение и общее с клиром всенародное пение и прочее. В частности относительно общего пения при богослужении учреждениями и исконной практикой церкви твердо установлено следующее: 1) в храмовом пении могут участвовать все способные к тому лица, без различия состояния, возраста и пола; 2) церковное пение, однако, должно проходить в известном установленном порядке...
- Прот. И. Вознесенский. О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения.
О высоком достоинстве музыки и пения вообще и о их благотворном влиянии на людей много говорят и философы и музыканты всех времен, блюстители нравов народных и воспитатели юношества. По общему и согласному их мнению эти искусства прежде всего расширяют круг наших познаний, а вместе и область нашего бытия. Занятие ими открывает нам целый мир звуков, мир новый, обширный, прекрасный, радостный, благоустроенный, в котором и водворяет нас как его членов. Оно затем развивает наш вкус к прекрасному, облагораживает и утончает наше чувство и возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанностями, ибо кто в чем упражняется, тот к тому чаще всего обращает и свои мысли и чувства, к тому приобретает навык и склонность. А что выше навыка и склонности к чувствованиям духовным и к достойному их выражению в искусстве! Далее, развивая свои духовные способности, поющий, чрез тщательное, совместное их выражение словами и звуками, развивает и совершенствует и те высшие телесные свои орудия, которыми Творец отличил человека от животных,- это органы голоса, речи и музыкального слуха, и тем более возвышается над прочею земною тварью. Затем музыка, особенно же пение, столь сродны и столь близко подчинены нашему духу, что служат наилучшим и утонченнейшим средством для выражения нашего чувства. Ими раскрываются -лучше, чем словом, чертами лица и жестами - самые глубокие душевные состояния, самые задушевные, благороднейшие, возвышенные и святые чувства, нередко не находящие в языке человеческом соответственных себе слов и выражений. Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, прогоняем скуку, услаждаем и сокращаем часы досуга, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее. Пение облегчает тяжесть труда, делает сносными бедность и скорбь, увеличивает и упорядочивает нашу радость, веселит юношество, оживляет старость. Пение вливает в душу исполнителя и слушателя огонь благородного одушевления; оно отгоняет малодушие, уменьшает страх опасности, воодушевляет к благим начинаниям. Оно теснее соединят кружки товарищества, объединяет народности. Примеров тому есть бесчисленное множество и в окружающей нас среде, и в истории...
Справочная литература | Практические занятия