САЙТ ПРОДАЕТСЯ. ПОДРОБНОСТИ ПО E-MAIL: WEBMAST@INBOX.RU

КЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ Б (5 тыс. до Р.Х.) - ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ - информационный и научно-просветительский старообрядческий сайт
Пожертвования

Братия и сестры!

Вы можете поддержать наш проект! Мы вновь планируем возобновить раздел "Духовные вопросы" в котором будем отвечать на ваши вопросы относительно духовной жизни и христианской жизни в целом. Но нам не обойтись без вашей материальной поддержки! Вы можете пожертвовать любую сумму на развитие проекта. Если сумма будет 100 р. или более, то часть суммы будет пожертвована на текущий ремонт в храм в селе Глухово (Ярославская область), а записка с вашим именем и свечка будет передана для вашего поминовения о здравии священнику этого храма.

Спаси Христос Вас!

КЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ Б (5 тыс. до Р.Х.)

3 августа 2011 - Антоний

Следующий этап — это керамический неолит Иерихона Б (КН Б или фаза Вади Рабах), относящаяся к 5-му тысячелетию. Между этими двумя периодами в Иерихоне был определенный интервал, но в целом, керамический неолит Б продолжал керамический неолит А. Технологии и социальные структуры сделали теперь значительный шаг вперед. Прежде всего, в это время Иерихон снова становится «сложным» городом; возобновляются укрепления, более совершенные, чем раньше, более сложной становится городская жизнь, снова появляются четкие улицы, переулки.

Поселения

Хотя в слоях Иерихона этого времени найдено меньше вещей, в том числе и «красивых», меньше прослежено сооружений, это во многом следствие того, что долгое время после периода керамического неолита Б здесь никто не жил и произошел размыв культурного слоя. Культурный слой — это, как уже говорилось, слой остатков, сохранившихся после жизни человека. Он состоит в основном из строительных остатков — на 80 процентов это остатки домов, которые развалились и были разравнены; часть материала пошла на новую стройку, часть осталась. Если строили из сырцового кирпича, слой нарастал быстро; здесь строили из него же, на каменных фундаментах. В результате описанных процессов образуются «жилые холмы», гораздо более высокие, чем окружающие естественные. Все понимали, что чем выше, тем лучше — удобнее обороняться, поэтому никто ничего не разравнивал полностью, а, наоборот, дружно надстраивали; сейчас «жилые холмы» высятся над низкими окружающими холмами и выглядят весьма внушительно. Мусор же особой роли в накоплении слоя не играл. В домах мы обычно находим то, что не вымела или не вынесла хозяйка — но в ту пору, в домах Иерихона, например, очень хорошо «подметали». (Вообще, в городах древности, когда медицина, особенно по части борьбы с эпидемиями, была развита слабее, люди гораздо больше следили за чистотой, даже в деревнях, и работали в этом направлении гораздо усерднее).

Укрепления этого времени достаточно мощные. В жилом строительстве в конце периода наступил очередной цикл возведения наземных прямоугольных каменных зданий. Архитектурно, да и по куль­турной преемственности люди, создавшие Иерихон эпохи керамического неолита Б, бесспорно, были прямыми преемниками тех, кто оставил слой керамического неолита А. Почему? Потому что вначале они строили дома, используя жилища своих предшественников, их нижние части. И только потом начали строить дома, не связанные планировочно с тем, что было до того. Это положение чрезвычайно важно, потому что представление о непрерывных «приходах и уходах» во многом необоснованно и необходимо представить себе реальную картину.

Погребения

В этих культурах была общей еще одна важная особенность: продолжали хоронить в домах, культ предков по-прежнему доминировал. А поскольку хоронили в домах, то с покойным ничего не клали, видимо, потому, что в доме и так все есть. Вот когда начали хоронить на кладбищах, вне домов, тогда здесь и появился погребальный инвентарь.

Керамика

Формы керамики — в общем те же самые; та же самая, лишь слегка изменившаяся миска, несколько изменившийся горшок, те же орнаменты и более скромная роспись. Но появляется одно

изобретение, которое еще долгое время будет для нас маркой, признаком, характеризующим керамики Святой Земли, — сосуды с выпукло-вогнутым венчиком в форме лука и с горизонтальными ушками. Это важнейший признак здешнего керамического комплекса.

Что изменилось в керамике? Повышается качество, стенки становятся тоньше, не так много сы-пят в глиняное тесто соломы, как раньше (при обжиге керамика дает усадку, и чтобы этого не проис­ходило, туда нередко добавляли рубленую солому), поскольку с глиной научились работать более искусно, например, отмучивать глину, вымывая разные по физическим качествам твердые фракции. Продолжает применяться лощение; роспись та же самая — красно-кремовая. Сосуды в своей массе становятся все лучше, хотя на парадной керамике — роспись более скромная. Это не от бедности вкуса, а потому, что меняется символика.

Керамические традиции развивают неолит А. Те же традиции росписи, та же любовь к ручкам, то же лощение, тот же ангоб, — и все несколько лучше, формы — сложнее, особенно у столовой керамики (обычно кухонная керамика более традиционна и меняется медленнее). Керамика по-прежнему лепная от руки, гончарный круг появляется несколько позже. Проблема круга непроста, поскольку путь от простейшей поворотной площадки до круга быстрого вращения мог занимать не одно тысячелетие. 



Рассказать друзьям: